Е. Н. Рябова,

кандидат социологических наук, доцент,

старший научный сотрудник,

ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»,

г. Москва, Россия

Т. Н. Кастева,

магистрант 1 курса направления подготовки «Социальная работа»,

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

г. Саранск, Россия

 

РАЗВИТИЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН

В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ

 

Аннотация: В статье рассматривается консультативная деятельность как одно из перспективных направлений в работе с пожилыми людьми в условиях старения населения. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: консультативная деятельность, консультирование, демографическое старение, информационные услуги.

 

E. N. Ryabova, T. N. Kasteva

 

DEVELOPMENT OF CONSULTATIVE SERVICES FOR ELDERLY CITIZENS

IN CONDITIONS OF DEMOGRAPHIC AGING

 

Abstract: The article examines advisory activity as one of the promising areas of work with older people in the context of an aging population. The results of the research are presented.

Keywords: advisory activity, counseling, demographic aging, information services.

 

Современное общество стремительно стареет. Согласно данным официальной статистики, в России доля лиц старше трудоспособного возраста в 2020 г. достигла 23 % от всего населения страны, увеличившись за последние 10 лет почти на 5 %. По прогнозам, в 2035 г. численность населения России старше трудоспособного возраста превысит 43 млн. человек и 30 % от общей численности населения страны. По высокому варианту прогноза, она может повыситься к началу 2036 г. до 47,7 млн. человек (31,1 % от общей численности населения России), а по низкому варианту прогнозу составит 42,5 млн. человек (30,8 %). [2]. Демографическое старение – это не только проблема нашей страны, это глобальная проблема, касающаяся большинства стран мира. Только тип демографического старения в нашей стране отличается от высоко развитых стран мира и заключается в том, что идет «снизу» как результат сокращения рождаемости. В таких странах как Япония, Швеция, Германия-старение «сверху» как результат увеличения средней продолжительности жизни и снижения смертности в старших возрастах за счет развития инновационных здоровьесберегающих и медицинских технологий.

В связи с этим, особенно значимым становится изучение вопросов, которые позволяют выявить приемлемые подходы к решению таких многоаспектных задач пожилых граждан как: повышение качества жизни, сохранение экономической самостоятельности и независимости от близкого окружения, увеличение продолжительности трудовой деятельности, улучшение социального и психологического благополучия, расширение возможностей участия в разных сферах жизни общества.

Главной движущейся силой современного общества является информация, объемы которой быстрыми темпами увеличиваются и усложняется, а традиционные формы изложения и предоставления трансформируются. В таком информационном обществе пожилому человеку очень сложно ориентироваться. Именно поэтому консультативная работа с пожилыми людьми получает все большее значение во всех сферах жизни общества. Причем сейчас уже недостаточно разъяснений только по поводу, где можно получить социальную услугу, помощь и в каком объеме. Охват вопросов, на которые пожилым людям нужны ответы именно сейчас намного шире. Они связаны с информированием о возможности получения дополнительного образования, об инновационных технологиях социальной защиты, продления активного долголетия, сохранения здоровья, о разъяснении изменений в законодательстве, о деятельности социальных служб и других разнопрофильных учреждений. Развитие консультативной работы– непременное условие социальной адаптации пожилых людей в современном информационном обществе.

Весной 2020 г. было проведено пилотажное исследование на тему «Соответствие социально-консультативной деятельности учреждений социальной защиты населения интересам граждан пожилого возраста в г.о. Саранск» (Пилотажное исследования проводилось в рамках бакалаврской работы Кастевой Т.Н. «Соответствие социально-консультативной деятельности учреждений социальной защиты населения интересам граждан пожилого возраста (на примере г.о. Саранск.)» (МГУ им. Н. П. Огарёва, 2020 г.). В ходе исследования было опрошено 50 граждан пожилого возраста – клиентов ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск». Данное учреждение выбрано не случайно, так как оно является главным субъектом социальной работы с пожилыми гражданами в городе, где предоставляется социальная помощь и поддержка, оказываются консультационные услуги по различным вопросам.

На вопрос о частоте обращений за консультативной помощью в учреждения социальной защиты населения г.о. Саранск 62 % респондентов выбрали вариант ответа «часто», 38 % – «иногда». Это показывает достаточно высокий уровень социальной активности респондентов. Между тем, важно понимать, что исследование проводилось на базе социального учреждения, куда обратились пожилые граждане за помощью, поэтому количество ответов «часто» по этой причине может быть несколько завышено.

На открытый вопрос анкеты: «Чем Вы можете объяснить свою потребность в консультативной помощи учреждений социальной защиты населения?» опрошенные пожилые граждане чаще всего давали следующие ответы: «хочу больше знать о своих социальных правах и льготах, а также возможностях и способах их получения»,  «консультироваться по вопросам, которые неясны – это естественно», «жизнь быстро меняется, не успеваю следить за изменениями», «здесь работают профессионалы, душевные люди, которые всегда помогают», «знакомые получили деньги от государства, а я до сих пор не знаю, как это сделать, вот и пришел узнать».

Среди опрошенных пожилых людей 82% ответили, что консультативная помощь им была оказана своевременно, 18 % – считают, что такого рода помощь была предоставлена им с опозданием.

В ходе исследования мы выяснили, пользовались ли пожилые люди какими-либо дистанционными способами получения консультативной помощи и услуг в связи с введением ограничительных мер, призванных не допустить распространение новой коронавирусной инфекции. Дистанционными способами взаимодействия (телефон, электронная почта и др.) пользовались только 36 % респондентов. Также достаточно низкий процент пожилых граждан (38 %) пользуется официальными информационными ресурсами, в частности сайтами учреждений социальной защиты, для получения информации об изменениях в режиме работы, оказании помощи и услуг, нововведениях. Это говорит о том, что большая часть пожилых людей пока еще не готова к дистанционному консультированию и получению информации в глобальной сети на специализированных информационных ресурсах. Причин этому, на наш взгляд несколько:

-     убеждения пожилых граждан о том, что только очное консультирование дает положительные результаты;

-     отсутствие знаний и навыков работы в глобальном информационном пространстве, невысокий уровень компьютерной грамотности;

-     отсутствие доступных образовательных площадок, курсов для пожилых граждан, которые хотят повысить свой образовательный уровень и обрести дополнительные навыки работы с информационными сервисами;

-     низкая информативность электронных ресурсов учреждений системы социальной защиты.

Среди достоинств проводимой консультативной деятельности учреждений социальной защиты населения с гражданами пожилого возраста в г.о. Саранск респонденты указали: а) профессионализм, вежливость персонала; б) готовность сотрудников оказать консультативную помощь своевременно; в) многообразие и разносторонность консультативных услуг; г) предоставление актуальной, новой информации; д) доведение информации на доступном пожилым людям языке; ж) возможность предварительной записи, сокращающей время ожидания консультации. Конечно, имеются и недостатки при консультировании пожилых граждан. Среди опрошенных есть мнение, что к пожилым людям, обращающимся за консультациями в учреждения социальной защиты, есть предвзятое, даже негативное отношение со стороны некоторых специалистов. Респонденты указывают, что в отдельных случаях они чувствуют раздражительность, нервозность специалистов, которые как бы подчеркивают, что недовольны тем, что консультируют именно пожилых людей, которые «никак не могут понять, что им объясняют». К тому же многие опрошенные неоднократно указывают на главную проблему – очень часто не знают, куда и к кому обращаться за консультациями по конкретным вопросам, и чтобы получить верную информацию, добиться положительного результата, приходится вначале «обойти» несколько учреждений.

Результаты исследования показали, что следует больше внимания уделять совершенствованию организации консультативной работы с пожилыми гражданами на базе конкретных учреждениях. Нужно улучшать комфорт, доступность, качество консультативных услуг. Важно учитывать возрастную социально-психологическую специфику пожилых людей, а именно то, что они не всегда могут четко и ясно сформулировать, какого рода услуга или информация им нужна, они нередко теряются в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Это важно для развития социального потенциала семьи, учитывая, что наряду с социальным консультированием большими возможностями для этого обладают ресурсоактивизируюющие технологии социальной работы с пожилыми людьми [1].

Абсолютное и относительное увеличение доли лиц пожилого возраста предъявляет более высокие требования к системе расселения, транспорту, связи. Новые проблемы появляются в сфере коммунального, бытового, рекреативного, культурного обслуживания, т.е. ко всем элементам социальной инфраструктуры [3, 270].

Учитывая необратимость демографического старения в нашей стране, необходимо, на наш взгляд, развивать такое направление как реализация ресурсного потенциала старшего поколения, что может стать одним из главных инструментов преодоления его последствий.  А для этого, необходимо как можно быстрее в регионах России начать развивать социальную инфраструктуру и сервисы для пожилых граждан. Сейчас надо запускать доступные образовательные программы информационное просвещение пожилых граждан. Подобную работу можно организовывать на базе отделений дневного пребывания в комплексных центрах социального обслуживания, в учреждениях культуры, на базе ветеранских и других общественных организаций, с привлечением квалифицированных специалистов и волонтеров в области информационных технологий.

Консультирование должно стать простым понятным доступным механизмом получения информации для пожилых людей. Кроме того, необходимо развивать вариативность форм получения консультативных услуг.  Помимо очных консультаций, необходимо максимально развивать и реализовывать дискантные их формы: а) телефонное консультирование (как специалистами конкретных учреждений социальной защиты, так и специалистами, работающих на «Горячих линиях»); б) консультации с использованием электронной почты; в) консультации с использованием социальных сетей, мессенджеров типа «ВатсАпп», «Вайбер»;
г) специализированное он-лайн консультирование на базе различных учреждений и т.д. На наш взгляд, нет объективных причин отказа от новых форм социального взаимодействия, особенно с учетом развития глобального информационного пространства и цифровых технологий в современном обществе.

 

1.      Камышова Е. В. Использование активизирующих технологий социальной работы как условие эффективного применения социального потенциала пожилых людей / Е. В. Камышова, О. И. Корочкина // Социальный потенциал пожилых людей: условия, опыт, проблемы эффективного применения : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 15 ноября 2018 г.) [электрон. ресурс] / МГУ им. Н. П. Огарева, Ист.-социол. инс-т ; каф. соц. работы ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. Электрон. текстовые дан. Саранск : Издатель Афанасьев В.С., 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); в контейнере, 142 х 124 х 5 мм. ISBN 978-5-907131-26-2.Загл. с контейнера (диска). Интернет-ссылка: http://13rusprint.ru/books/2019/SocialPotential/

2.      Российский статистический ежегодник. 2019 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

3.     Сапожникова Т. И. Демографическое старение : прогнозы, причины, последствия /
Т. И. Сапожникова // Научный журнал КубГАУ – ScientificJournalofKubSAU. – 2007. –
№ 25. – С. 263–267.