Г. И. Черкесов

Магистрант

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

г. Саранск

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИНСТИТУТАМИ СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА

 

В статье описывается история взаимоотношений между социальными институтами семьи и государства на различных этапах времени. Делается вывод о степени влияния государства на семью.

 

Ключевые слова: социальный институт, семья, государство, взаимоотношения.

 

 

G. I. Cherkesov

Undergraduate

Mordovian state University named after N. P. Ogaryov

Saransk

 

HISTORY OF BECOMING OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE FAMILY AND THE STATE INSTITUTIONS

 

The article describes the history of the relationship between the social institution of the family and the state at different stages of time. Make up the conclusion on the extent of the state's influence on the family.

 

Keywords: social institution, the family, the state, the relationship.

 

Семья — один из важнейших и древних социальных институтов. История семьи — это фактически, история человечества. Общеизвестны ряд высказываний, подтверждающих данную взаимосвязь: каково общество, таково и семья, семья - это ячейка общества, общество — семья семьи [1, 23]. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Она обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи — гарантия спокойствия общества, стабильности и развития государства. Ряд мыслителей предупреждают, что в случае уничтожения культурой семьи наступит диктат государства, а вслед за утратой прочности и постоянства семьи рухнет и церковь. Церковь зиждется на идее единства человечества, а первая сторона этого единства — семья [1, 23]. 

В ряде теоретических подходов имеет место идеализация ряда социальных институтов в истории, в том числе и социального института семьи. Если говорить о практической жизни, то аспекты превознесения цели, роли и значимости семьи довольно распространены. В истории со стороны общества, государства и отдельных индивидов было распространено весьма утилитарное отношение к семье, в то же время найдется сколько угодно индивидов, основной целью жизни которых является именно семья [1, 26].

Даже сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

С возникновением государства как социального института регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы. Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передавалось не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохранялась принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежала семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. В ряде древних государств принадлежность к определенному классу была закреплена законодательно, таким образом государство пыталось сохранить семьи. Например, в своде Законов Ур-Намму,  созданных около 2104—2095 годов до н. э.,  устанавливалось, чтобы "сироту не выдавали богатому, вдову не выдавали сильному, бедняка не выдавали богачу" [2, 47].

Несмотря на то, что государство, как социальный институт, сформировалось значительно позже, чем семья, семейно - брачные отношения сразу стали объектом интереса государства. Так, старейшие из известных текстов цивилизации древней Месопотамии включали в себя особые постановления, которые снижали высокие сборы за бракосочетание, а также за развод, приводившие к тому, что муж не разводился в суде, а разрешал жене покинуть его дом и жить с другим мужчиной. Со снижением этих сборов также был связан запрет женщине выходить замуж за двух и более мужчин, упразднив тем самым полиандрию.

Кодекс Хамммурапи, один из старейших правовых памятников в мире, включает в себя не только законы об охране различных форм собственности, но и законы, регулирующие вопросы семейно-брачных отношений. Например, между вступающими в брак заключался договор; в случае брака между малолетними, находившимися под родительской властью, договор заключался их родителями. Связь с чужой женой каралась смертью для участников прелюбодеяния: их надлежало связать и бросить в воду. Однако оба фигуранта этого деликта могли сохранить свою жизнь, если муж прощал неверную жену. Также регулировались вопросы расторжения брака. Так, если муж отсутствует не по своей вине (уведен в плен), «но в его доме пропитание есть», его жена не имеет права вступать в новый брак; если она это сделает, то подлежит смерти через утопление. В том случае, если муж попал в плен, но «в его доме пропитания нет», женщина может вступить в новый брак. Но она обязана вернуться к своему первому мужу, если он освободится из плена; при этом сыновья, рожденные ею от второго мужа, остаются у отца [2, 49].

В Древней Руси устройство семьи и экономические взаимосвязи с окружающим миром строились исходя из христианских традиций. Так, одним из первых проявлений социокультурной детерминации отношений между семьей и государством как социальными институтами является возникновение "Русской Правды" - сборника правовых норм Древнерусского государства. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. О взаимосвязях семьи и религии также свидетельствует известный литературный памятник 16-го века «Домострой», составленный священником Сильвестром. Он показывает, что семейная жизнь, имеющая религиозную основу, рассматривается как служение Богу и направлена в вечность грядущего Царствия Божиего. «Возлюбишь Господа от всей души – страх его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато» [3].

В дореволюционной России патриархальные устои брачно-семейных отношений были крепкими и имели глубокие корни. Прогрессивные тенденции сдерживались рядом законов. Было закреплено правовое и политическое неравенство женщин. В своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться своему мужу, как главе семейства: пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность ...». Запрещались браки без согласия родителей, а также между лицами православного и римско-католического исповедания и нехристианами. Подобными мерами государство законодательно утверждало неравноправие женщины. Стабильность семьи обеспечивалась, прежде всего, принудительными и экономическими мерами  [4, 33].

Таким образом, можно сделать вывод, что в традиционных обществах государство старалось не допускать разрушения семьи, развод часто был запрещен законодательно и всячески порицался обществом. Супружеская измена в ряде государств каралась смертной казнью или изгнанием. Также для таких государств характерен законодательный принцип кровной мести. Немалый вклад в развитие семейно-брачных отношений вносила и религия: разводы были запрещены с точки зрения религии, зачастую возможность создать семью второй раз имел только мужчина, женщина же не имела права на выбор партнера.

Изменение семейно-брачных отношений неразрывно связано с изменением в способах хозяйствования. С началом секуляризации общества, переходом к индустриальному капитализму, происходит ломка этой системы отношений. Дети исключаются из семейного способа производства, стоимость их воспитания растет в связи с необходимостью их образования. Теперь движение средств идет уже в обратную сторону – от родителей к детям. Труд вне семьи только на себя за зарплату становиться более выгодным. Происходит перевес личных выгод индивида, частички гражданского общества и его экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.

С развитием цивилизации возрастает приток сельского населения в города, и это также ослабляет семью, как и уход из семьи кого-либо из ее членов. Рабство также ослабляло семью, особенно если это касалось низших классов общества. Рабовладельцу были безразличны семейные отношения его рабов; по своей прихоти он мог разлучить жену с мужем или, наоборот, мужа с женой. Он мог иметь половые отношения с любой рабыней, которая ему понравилась. Ослабление семьи связано, в том числе, с тем фактом, что первые христиане относились к семье враждебно; в этических нормах, по которым они жили, семье тогда отводилось мало места, как и в буддизме. В этике христианства самое главное связь души человека с Богом, а не связь людей друг с другом [5, 144-145]

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства нал гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом изменило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

Большую роль в изменение семейно-брачных отношений внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. Новое общество, новое государство обуславливало рождение новой семьи. Были устранены старые политические, юридические и экономические ее основы. Были приняты такие законы, как: декрет «О расторжении брака», декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». В последнем закреплялась норма о том, что в Российской Республике впредь признаются лишь гражданские браки. Это не означало запрещения церковных браков. Просто они не имели силы юридического закона, поскольку церковь была отделена от государства  [4, 34].

Ликвидация частного хозяйства, замена его общественным на основе национализации крупной капиталистической и помещичьей собственности и кооперирования мелких и средних крестьян и ремесленников оказали большое влияние на весь образ жизни и ее ценностные ориентации. В результате стали распадаться многопоколенные семьи, исчезли семьи буржуа и помещиков, уходил в прошлое патриархальный быт. Заметно ослабли отношения, построенные на экономической зависимости  [4, 35].

Повышение социально-экономического статуса женщины в обществе и семье сопровождалось сдвигами в структуре, функциях последней. Многопоколенная семья заменялась нуклеарной, состоящей только из родителей с детьми. Огромное значение имело то, что профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы, рост образования и культуры, разнообразный досуг стали занимать большое место в общей иерархии ценностей, успешно конкурируя с чисто семейными ценностями [4, 36]. 

Разрыв между моралью молодого поколения и моралью отцов, который существует в современной Америке, является очень печальным фактом еще и потому, что между родителями и детьми не существует понимания и близости. Вследствие этого родители не в состоянии помочь своим детям ни делом, ни советом. Отношения между отцами и детьми утрачивают свою основную функцию после того, как ребенок становится подростком [5, 137].

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

Семья продолжает рассматриваться как государством как «ячейка», но это уже не общественная, а производственная ячейка. Семья использует доступные ей материальные ресурсы, усилия ее членов и время для превращение этого в такие товары, как удовольствия, отдых, здоровье, положение в обществе и др. Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени, и издержки по их воспитанию связаны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости. Брак начинает рассматривается как обмен партнерами своих выгод и издержек. Появляются новые формы «брачных отношений».

На смену жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности. Все это приводит к сокращению рождаемости. Традиционная форма семьи находится в кризисе и теперь уже не помогает наладить жизнь людей, но иногда даже мешает внедрению новых «прогрессивных» рыночных отношений.

Таким образом, семья как социальный институт выполняет роль «буфера» между индивидом и социальным переменами, связанными , в том числе, со сменой государственного строя и типа экономики. Но социологами замечено, что семья обладает высокой способностью к адаптации в самых различных обстоятельствах [4, 153]. В настоящее время положение семьи оказывается во многом связано с действиями государства. Оно взяло на себя заботу о здоровье ребенка, репродуктивном здоровье всей нации в целом и даже дает средства на содержание детей в необеспеченных семьях. Значение роли отца в семье сведено до минимума, поскольку часть его обязанностей взяло на себя государство. Развитие цивилизации привело к тому, что сейчас семья как социальный институт переживает «ломку» старых понятий, в то время как новые еще не сформировались. И государство играет не последнюю роль в формировании нового облика семьи.

 

1. Савинов Л. И. Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы / Л. И. Савинов  // Отечественный журнал социальной работы.  — 2003. — № 4. — С. 23—32.

2. Якобсон В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии: Дис. докт. ист. наук / В. А. Якобсон — Л. : Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. — 401 с.

3. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). Домострой. Сильвестровская редакция [Электрон. рес.]. — Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm#37

4. Савинов Л. И. Семьеведение : Учеб. пособие / Л. И. Савинов. –  Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 196 с.

5. Рассел, Бертран Брак и мораль / Бертран Рассел (пер. Ю. В. Дубровина). — М. : Изд-во «Крафт+», 2004. — 272 с.